Авторизация

Наш адрес

399900, г. Чаплыгин
Липецкой области,
пл. Октябрьской
Революции, д. 7
Администрация Чаплыгинского
муниципального района 
Тел: (47475) 2-14-40, 2-14-18 
E-mail: achr@admlr.lipetsk.ru

Президент России

 

Развитие кадрового потенциала в Чаплыгинском районе.

Открытое заседание координационного Совета по кадровому обеспечению и профессиональному образованию Липецкой области состоялось  в ЛГПУ им.Семёнова-Тян-Шанского. Собравшиеся на него представители исполнительных органов власти и педагогические работники обсудили проблемы и перспективы педагогического образования региона. Одной из главных тем стало формирование регионального педагогического кластера, который будет способствовать повышению уровня подготовки педагогических кадров и оценки качества образования в Липецкой области. «Сегодня в системах общего, дополнительного, дошкольного образования достаточно критично относятся к подготовке выпускников педагогических образовательных организаций», - отметил председатель координационного Совета, заместитель главы региона Юрий Таран.  Поэтому мы должны подумать, как повысить качество обучения и уменьшить период адаптации выпускников к профессиональной деятельности. Здесь, безусловно, многое зависит от субъективного фактора, потому что студент должен знать, прежде всего, зачем он учится. Теперь в педагогической практике будут использоваться современные системы видеонаблюдения для того, чтобы анализировать уроки практикантов. Проводя эти преобразования, мы будем выполнять поручение главы региона Олега Королёва наладить в университете работу в направлении соответствия мировым стандартам подготовки педагогических кадров. Проблемы, которые мы сегодня будем поднимать, серьезно обсуждаются во всем мировом педагогическом сообществе. Я думаю, что в течение трех ближайших лет качество подготовки студентов в Липецком педагогическом университете значительно повысится. Кардинальные изменения в систему подготовки педагогических кадров должно внести создание регионального педагогического кластера. Множество доводов в его пользу привел на заседании координационного Совета начальник управления образования и науки Липецкой области Сергей Косарев. Он отметил, что в процессе реформирования школы на первый план вышел учитель и его взаимодействие с учениками. Один из показателей – подготовка к итоговой аттестации. Чем меньше педагогический коллектив, тем ниже уровень подготовки выпускников. По словам Сергея Косарева, современные учителя мало читают дополнительную предметную литературу, не умеют использовать современные источники информации, проходя аттестацию, они частенько избегают тестирования, предложенного в ЕГЭ, испытывают трудности в использовании современных технических средств на уроках. Главная причина такого подхода к делу, думается, кроется в отсутствии конкуренции в сфере общего образования, где большая часть учителей имеет стаж более двадцати лет. А раз достиг высокого уровня профессионального мастерства, так и учиться больше ни к чему. Такую инертность, укрепившуюся в учительской среде, и поможет преодолеть педагогический кластер, призванный обеспечить тесное взаимодействие школы и профессионального образования. Заключение договоров о целевом поступлении выпускников в педагогические вузы и ссузы вернет в школьные классы молодежь, способную и спорить, и конкурировать. Вывод один: даже тот, кто пришел работать в школу, старается из нее уйти. Поэтому создание педагогического кластера просто необходимо. 

Одной из задач развития кадрового потенциала, наиболее поддерживаемая и обсуждаемая в обществе, является задача определения общественного и государственного статуса российского учителя, педагогической деятельности для обеспечения устойчивого инновационного развития России. В Послании Президента В.В.Путиным было уделено большое внимание профессиональному росту  учителей  в образовательных учреждениях.

 Анализ складывающейся ситуации свидетельствует о том, что в среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах (эта тенденция сохраняется не только в нашем районе, но и по всей стране). Отсутствие дефицита педагогических работников в настоящее время во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров. У нас в районе их – 73 человек (25 %).  Более половины учителей имеет стаж свыше 20 лет – 211 человек (72,3 %), а учителей старше 35 лет - 259 человек (88,6 %), а старше 50 лет – 152 человека (51%), а число молодых специалистов со стажем до 5 лет (8 человек) – 2,7%.

Анализ статистических данных и мониторинговых исследований по стажу и возрасту педагогических работников показывает, что в муниципальной системе образования наблюдается тенденция старения  кадров: средний возраст учителей  составляет 45, 2 года.  В ближайшее 5 лет в  наших школах будет не хватать следующих учителей : химии (МБОУ СОШ с.Колыбельское, филиал в с.Братовка, МБОУ ООШс.Зенкино), математики ( МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина, МБОУ ООШс.Нарышкино). информатики (МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина), биологии (МБОУ СОШ с.Колыбельское, МБОУ СОШ №4 г.Чаплыгина) , физики (филиал в с.Новополянье, МБОУ СОШ №2 с.Кривополянье), начальные классы (МБОУ СОШ с.Троекурово, МБОУ СОШ №1 г.Чаплыгина, МБОУ СОШ с.Колыбельское, филиал в с.Пиково).

Руководителям образовательных учреждений необходимо работать по трем направлениям, чтобы решить эту проблему

1. Привлечение и закрепление молодых специалистов, обеспечение их профессионального роста;

2. Обеспечение возможности для творческой работы среднего поколения;

3. Создание необходимых условий для продления творческой активности старшего поколения и передачи ими опыта молодежи.

Важнейшим фактором сохранения и развития системы образования является процесс обновления педагогических кадров. Когда финансовая привлекательность преподавательской работы чрезвычайно низка за последние 4 года по району отмечалось незначительное увеличение притока «молодых специалистов»: Согласно статистике,   из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.  В процессе «движения» молодых специалистов в районе имеется следующая динамика: в  2011-2012 г. прибыло 8 человек,  в 2013-2014 г.- 5 человек, на 01.09.2015 года – 2 человека.

Год

2011-2012 г.

2013-2014 г.

2015-2016 г.

Кол-во прибывших

8

5

2+4

Кол-во выбывших

4 ( остались 50%)

3 (остались 60%)

2+4 (остались 100 %)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там.         Наряду с нежеланием молодых специалистов работать в школе существует еще одна, не менее серьезная проблема – сохранить тех специалистов, которые уже пришли работать в образовательное учреждение. Основным фактором, демотивирующим молодых педагогов, является низкий уровень заработной платы. Но это не так. У нас в районе действуют меры социальной поддержки и заработная плата у молодого специалиста где-то 15 320 рублей и выше. В районе разработана целевая муниципальная программа «Подготовка педагогических кадров на 2012-2017 годы», которая направлена на защиту, укрепление и развитие кадрового потенциала общего образования. Одной из задач программы является подготовка и закрепление молодых специалистов в школах района.

Несмотря на демографические тенденции в районе, приведшие к уменьшению рождаемости и сокращению классов-комплектов в школе, в ближайшие 5 лет потребность района в учителях остается острой. Необходимо создать систему привлечения в район перспективных педагогических кадров и закрепления их в учреждениях образования. 

По уровню кадрового потенциала судят о качестве деятельности образовательного учреждения. При таком подходе кадровый потенциал должен быть принят в качестве одного из основных объектов управления в ОУ. (Руководителям образовательных учреждений необходимо регулярно проводить мониторинг кадрового обеспечения (анализ состояния подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, прогнозирование потребности в педагогических кадрах, обеспечение переподготовки педагогических работников, высвобождающихся вследствие сокращения количества обучающихся, выявлять кадровые проблемы и принимать управленческие решения. С целью привлечения молодых специалистов отдел образования ежегодно заключает договора  с выпускниками школ на целевое обучение в педагогических ВУЗах. Из слайда видно, что в 2012 году поступило от нашего района по направлению 5 человек и ни один из них не пожелал приехать к нам в район. Как правило, целевики не выполняют своих обязательств, так как большинство из них изначально не ориентированы на педагогическую деятельность. С 2014 года прием по целевым направлениям в Липецкий государственный педагогический университет осуществляется только при наличии договора между Управлением образования и педагогическим университетом. Сначала заключаем договор между родителями выпускника и главой администрации Чаплыгинского муниципального района, а затем договор между Вузом и главой администрации Чаплыгинского района.  Из числа выпускников образовательных учреждений в 2016 году пожелали получить целевое направление для поступления 8 выпускников.

  Организация работы по курсовой подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих работников ОУ и структурных подразделений Управления образования осуществляется в соответствии с заявками руководителей и графиком курсовых мероприятий. Базовыми учреждениями повышения квалификации работников образования является автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Липецкий институт развития образования».

Учителя образовательных учреждений систематически повышают свою квалификацию. Курсовая подготовка осуществляется в соответствии с перспективным планом повышения квалификации на 3 года. В 2015 году курсовую подготовку прошли 8 7 педагогических работника и 4 человека прошли переподготовку, а на ноябрь  2016 года прошли курсы 249 учителей .

Нужно срочно проводить следующую работу и как можно быстрее:     

1.Формировать единую электронную  базу  данных педагогических кадров.

2.Проведение на системной основе мониторинга индикаторов кадрового обеспечения:

- количество прибывших молодых специалистов;

-уровень закрепления молодых специалистов;

- количество педагогических работников в возрасте до 30 лет;

- соотношение количества педагогических работников пенсионного возраста и работников в возрасте до 30 лет;

3.  Проведение мероприятий, направленных на пропаганду учительского труда. Размещение на сайте школы   материалов о лучших педагогах.

4. Организация  целенаправленной  работы с выпускниками школ района, направленными в педагогические ВУЗы, в том числе по целевому набору:

- осуществлять сопровождение специалиста со стороны школы на протяжении всего срока обучения;

- организация практики и стажировки.

5. Создание условий для успешной профессиональной адаптации молодых специалистов через усовершенствование  системы внутришкольного  шефства – наставничества, методической работы с молодыми педагогами посредством организации школы молодого учителя.

6. Проведение  профориентационной  работы с учащимися.

Аттестация руководителей образовательных учреждений проходит на соответствие занимаемой должности  на основании приказа по отделу образования  №154 от 20.11.2015 года об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций и лиц, претендующих на занятие данных должностей.                 Аттестация заместителей руководителей образовательных учреждений осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно.

Для обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения и нового качества образования рекомендовать руководителям ОУ района:

1.   Создание системы мониторинга кадрового обеспечения (анализ потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений);

2.   Продолжить работу по повышению образовательного уровня и квалификации  педагогических и руководящих кадров;

3.   Формирование системы подготовки и продвижения резерва управленческих кадров.

 

Учитель года

Районный конкурс «Учитель года» проводится ежегодно в целях выявления, поддержки  и  поощрения  творчески работающих педагогов, повышения престижа учительского труда, распространения педагогического опыта лучших учителей района.

Победителем районного конкурса «Учитель года» в 2015-2016 учебном году стала учитель английского языка МБОУ СОШ пос. Рощинский Азарова Ирина Васильевна. 

Воспитатель года

Медведева Елена Викторовна – воспитатель МБДОУ детский сад «Колокольчик» г. Чаплыгина, призер областного этапа публичного профессионального конкурса «Воспитатель года» 2016 года, награждена областной грамотой и денежной премией. Провела мастер-класс по использованию малых форм фольклора в работе с дошкольниками разных возрастов и приняла участие в обсуждении вопросов, предложенных конкурсантам в рамках «круглого стола».

Она считает, что «быть воспитателем – это значит смотреть на жизнь детскими глазами! Находить в этом радость и удовлетворение! Это значит иметь терпение, сострадание, это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка быть самим собой. Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личным победам. Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше...».

Победитель регионального конкурса "Сердце отдаю детям"

Региональный оператор ГТО

С 3 апреля по 2 июня включительно в районе проводится двухмесячник "Вместе ради детей", главной задачей которого является консолидация администрации Чаплыгинского района, районного Совета депутатов, прокуратуры, МОМВД России «Чаплыгинский», КДН и ЗП, отдела опеки и попечительства, общественности и средств массовой информации по дальнейшему совершенствованию работы по защите прав и законных интересов детей.

Круглосуточные номера доверия: 8 (4772) 27-34-27, 8 (47475) 2-13-37.

Погода в Чаплыгине

Яндекс.Погода

Система Orphus
2009 - 2016 - Администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
399900, Россия, Липецкая область, г. Чаплыгин, пл. Октябрьской Революции, 7.
Тел.: +7 (47475) 2-14-40, 2-14-18. E-mail: achr@admlr.lipetsk.ru.